На третьем году дети начинают быстро накапливать активный и пассивный словарный запас, овладевать произношением звуков и грамматическим построением предложений. Подобные изменения происходят в процессе постоянного общения с окружающими его взрослыми людьми и речевой практикой. На третьем году звук «ам» постепенно превращается в слово «ням-ням». При согласии принять пищу, ребенок может ответить «дай», «ня-ня» или «мам», и станет тянуться к предмету. Малыш на вопрос, хочется ли ему «а-а», повторяет этот звук и начинает тужиться, показывая мимикой свое состояние. Такая речь имеет характерную черту, она возникает как ответная реакция на предложения со стороны взрослого. Речь малыша состоит из звуковых элементов, мимики и жестов. Такая речь называется жестикуляторной, и пока не является настоящей звуковой речью.
Ребенок может позвать «няня», «мама», «папа» после пробуждения, когда хочет, чтобы его пожалели или поиграли. Остальная фраза у детей выражается мимикой, телодвижениями или жестами. Употребление слов начинается примерно через пару месяцев после того, как малыш начал произносить их в ответ на вопросы или предложения взрослых. Это происходит в первом полугодии второго года жизни малыша.
Ребенок учится выполнять требования взрослых и приобретает способность понимать более точнее взрослую речь, тем самым, овладевая новым типом взаимоотношений с родителями и со взрослыми вообще. Ребенок на данном этапе стремится делать многие вещи самостоятельно и быстро заимствует новые приемы. Начинает проявляться интерес к картинкам. Малыш быстро запоминает изображенные на картинках предметы и находит их среди прочих предметов. Он может выполнить несложное поручение, например, выбрать предмет и принести, или у одного человека предмет взять и передать второму. Такие занятия помогают развитию речи и способствуют дифференцированию изображений и предметов, а также их запоминанию.
Благодаря слову, дети запоминают, отождествляют и обобщают воспринимаемое. Деятельность начинает включать некоторые произвольные элементы. Дети станут выполнять предложение взрослого только тогда, когда оно произнесено ласковым тоном. Четкую речевую форму приобретает отказ или согласие («нет», «да»). Смысл слова в детском понимании проходит несколько ступенек. На ранних этапах понимания названия предметов связано больше с переживаниями ребенка и действиями, производимыми с предметом, с местом его нахождения. Поэтому одно слово может означать много действий и предметов, а порой и целые ситуации, связанные с предметом.